Ситуация успеха
«Дайте,дайте первую удачу!
Чтобы, гордость юную не пряча,
Человек, как молодой орёл,
Прянул в небо и себя обрёл,
Путь свой во вселенной обозначил
Дайте, дайте первую удачу!»
Сегодняшние ФГОС ДО предполагают поворот ДОУ к ребёнку; принятие его личностных особенностей , интересов:
- Уважение его достоинств;
- Доверие к нему;
- Понимание социально-педагогической ситуации его развития;
- Создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей и дарований;
Поэтому мы - педагоги должны создать источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания развиваться. Мы должны создать такие условия, в которых ребёнок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Мы должны понимать, что ребёнку необходимо помогать добиваться успеха в образовательной деятельности.
И иногда приходит на помощь технология создания ситуации успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».
Ситуация - это сочетание условий и обстоятельств , которые обеспечивают успех.
Успех- это результат такой ситуации. Успех прежде всего связан с чувством радости, эмоционального подъёма, которые испытывает человек в результате выполненной работы.
Ситуация успеха- фактор развития личности.
Успешным ребенок будет себя чувствовать, когда он находится в условиях, где отсутствует жесткая оценка, а оценивание его деятельности происходит через признание способностей, талантов, как взрослыми так и сверстниками.
Позитивные моменты:
- Переживание успеха внушает ребенку уверенность в собственных силах;
- Появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха;
- Положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущения внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение ребёнка к окружающему миру.
Негативные моменты:
- Успех, давшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке, точнее к завышенной оценке своих возможностей;
- За сильными переживаниями какой-либо эмоции обязательно следует расслабление; если же в этот период предложить человеку какую-то деятельность, то она, скорее всего, будет менее успешна, чем предыдущая;
- Переживание успеха может быть омрачено для субъекта деятельности, если результат значимый для него самого, не будет, адекватно оценен другими людьми;
- Эмоция успеха не является сильным переживанием, если результаты деятельности не значимы для его субъекта.
Демократичность ситуации успеха:
- Косвенные формы побуждения к действию;
- Побуждение к самостоятельности, активности;
- Искренность взаимоотношений;
- Уважение личности ребёнка;
- Поддержка полезных начинаний ребёнка;
- Поощрение инициативы и творчества.
Принципы организации детской деятельности:
- «Неожиданная радость»
Приёмы создания ситуации успеха:
«Даю шанс»- подготовленные педагогические ситуации, при которых ребёнок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности;
- ситуация, когда педагог постепенно ведет ребёнка вверх, поднимаясь с ним по ступенькам, обретение веры в себя и окружающих.
- «Общая радость»
Приёмы создания ситуации успеха:
- «Следуй за нами»- даёт возможность разбудить дремлющий потенциал ребенка;
- «Эмоциональный всплеск» («Зарождение»)- педагог должен найти способ разбудить потенциал, который скрывается в каждом ребенке, помочь «родить» усилие, которое «родит» мысль превратится в знание и ответное чувство признательности, в конечном итоге появляется вера в себя, вера в успех.
- «Радость познания»
Приёмы создания ситуации успеха:
- «Эврика»- суть состоит, чтобы создать условия, при которых ребёнок, выполняя задание, неожиданно для себя, пришёл к выводу, раскрывшему неизвестные ранее возможности;
- «Линия горизонта»- однажды открыв для себя увлекательность, погружения в мир неведомого, ребёнок может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами.
Последовательность операций создания ситуации успеха.
- Снятие страха (помогает преодолеть неуверенность в собственных силах).
- Авансирование успешного результата (помогает педагогу выразить свою убежденность в том, что его воспитанник обязательно справится с поставленной задачей).
- Скрытое инструктирование ребёнка в способах и формах совершенствования деятельности (помогает ребёнку избежать повреждений).
- Внесение мотива (показать ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность).
- Персональная исключительность (обозначает важность усилий ребёнка).
- Мобилизация активности или педагогическое внушение (побуждает к выполнению конкретных действий).
- Высокая оценка детали (помогает эмоционально пережить успех, не результат в целом, а какой-то отдельной детали).
Необходимо обратится внимание на то, что различается успех по ожиданиям личности .
Можно выделить три вида:
- Предвосхищающий успех- ребёнок ждёт его, надеется на него. В основе такого ожидания могут быть обоснования надежды (он хорошо занимается, старателен, хорошо развит) и упование на какое-то чудо. Ему может повести, если зоркий взгляд умного, наблюдательного воспитателя заметит его надежду и не даёт повода для разочарования: поддержит, подготовит, убедит.
- Константируемый успех- ребёнок фиксирует достижение, радуется ему. Успех мог быть ожидаемым, неожиданным, подготовленным, неподготовленным. Важно, чтобы он состоялся, что он создал у ребёнка отличное настроение, дал ему возможность пережить радость признания, ощущения своих возможностей, веры в завтрашний день.
Важно только заметить эту радость, обратить на неё внимание и самого ребёнка и его окружения.
- Обобщающий успех- ожидание успеха становится постоянно устойчивой потребностью. С одной стороны - это благо. Это состояние уверенности, защищённости, опоры на самого себя. С другой - опасность переоценить свои возможности, успокоиться, почить на лаврах.
Вместо итогов - советы знаменитых людей тем, кто хочет достичь успеха…
Западная философия:
Будь уверен в своих силах.
Умей сказать себе: «Я должен победить!».
Не жалей себя и много работа.,
Умей быть не таким как все.
Ты должен выделяться из толпы и стать лучше в чём-то.
Добивайся того, что наметил.
Эмоции и настроения не должны тебе мешать.
Преврати свою мечту в реальность.
Умей сконцентрировать свои силы на главном.
Не останавливайся на достигнутом!
Твой завтрашний успех начинается сегодня.
Список использованной литературы:
- Белкин А. С «Ситуация успеха. Как её создать?» М.: Просвещение, 1991-169;
- Азаров Ю. П «Радость учить и учиться» М.: Политиздат, 1989-355;
- Босеарт А. Б «Парадоксы возраста или воспитания?» М.: Просвещение, 1991-80 .
|