ГБДОУ №14

Пятница, 03.05.2024, 15:28

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » методическая копилка » социально-личностное развитие

Ситуация успеха

Ситуация успеха

 «Дайте,дайте первую удачу!

Чтобы, гордость юную не пряча,

Человек, как молодой орёл,

Прянул в небо и себя обрёл,

Путь свой во вселенной обозначил

Дайте, дайте первую удачу!»

 

Сегодняшние ФГОС ДО предполагают поворот ДОУ к ребёнку; принятие его личностных особенностей , интересов:

  • Уважение его достоинств;
  • Доверие к нему;
  • Понимание социально-педагогической ситуации его развития;
  • Создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей и дарований;

Поэтому мы - педагоги должны создать источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания развиваться. Мы должны создать такие условия, в которых ребёнок испытывал бы уверенность в себе  и внутреннее удовлетворение. Мы должны  понимать, что ребёнку необходимо помогать добиваться успеха  в образовательной деятельности.

И иногда приходит на помощь технология создания ситуации успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».

Ситуация - это сочетание условий и обстоятельств , которые обеспечивают успех.

Успех- это результат такой ситуации. Успех прежде всего связан с чувством радости, эмоционального подъёма, которые испытывает человек в результате выполненной работы.

Ситуация успеха- фактор развития личности.

Успешным ребенок будет себя чувствовать, когда он находится в условиях, где отсутствует жесткая оценка, а оценивание его деятельности происходит через признание способностей, талантов, как взрослыми так и сверстниками.

Позитивные моменты:

  • Переживание успеха внушает ребенку уверенность в собственных силах;
  • Появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха;
  • Положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущения внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение ребёнка к окружающему миру.

Негативные моменты:

  • Успех, давшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке, точнее к завышенной оценке своих возможностей;
  • За сильными переживаниями какой-либо эмоции обязательно следует расслабление; если же в этот период предложить человеку какую-то деятельность, то она, скорее всего, будет менее успешна, чем предыдущая;
  • Переживание успеха может быть омрачено для субъекта деятельности, если результат значимый для него самого, не будет, адекватно оценен другими людьми;
  • Эмоция успеха не является сильным переживанием, если результаты деятельности не значимы для его субъекта.

Демократичность ситуации успеха:

  • Косвенные формы побуждения к действию;
  • Побуждение к самостоятельности, активности;
  • Искренность взаимоотношений;
  • Уважение личности ребёнка;
  • Поддержка полезных начинаний ребёнка;
  • Поощрение инициативы и творчества.

Принципы организации детской деятельности:

  1. «Неожиданная радость»

Приёмы создания ситуации успеха:

«Даю шанс»- подготовленные педагогические ситуации, при которых ребёнок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности;

  • ситуация, когда педагог постепенно ведет ребёнка вверх, поднимаясь  с ним по ступенькам, обретение веры в себя и окружающих.
  1. «Общая радость»

Приёмы создания ситуации успеха:

  • «Следуй за нами»- даёт возможность разбудить дремлющий потенциал ребенка;
  • «Эмоциональный всплеск» («Зарождение»)- педагог должен найти способ разбудить потенциал, который скрывается в каждом ребенке, помочь «родить» усилие, которое «родит» мысль превратится в знание и ответное чувство признательности, в конечном итоге появляется вера в себя, вера в успех.
  1. «Радость познания»

Приёмы создания ситуации успеха:

  • «Эврика»- суть состоит, чтобы создать условия, при которых ребёнок, выполняя задание, неожиданно для себя, пришёл к выводу, раскрывшему неизвестные ранее возможности;
  • «Линия горизонта»- однажды открыв для себя увлекательность, погружения в мир неведомого, ребёнок может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами.

 Последовательность операций создания ситуации успеха.

  1. Снятие страха (помогает преодолеть неуверенность в собственных силах).
  2. Авансирование успешного результата (помогает педагогу выразить свою убежденность в том, что его воспитанник обязательно справится с поставленной задачей).
  3. Скрытое инструктирование ребёнка в способах и формах совершенствования деятельности (помогает ребёнку избежать повреждений).
  4. Внесение мотива (показать ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность).
  5. Персональная исключительность (обозначает важность усилий ребёнка).
  6. Мобилизация активности или педагогическое внушение (побуждает  к выполнению конкретных действий).
  7. Высокая оценка детали (помогает эмоционально пережить успех, не результат в целом, а какой-то отдельной детали).

Необходимо обратится внимание на то, что различается успех по ожиданиям личности .

Можно выделить три вида:

  1. Предвосхищающий успех- ребёнок ждёт его, надеется на него. В основе такого ожидания могут быть обоснования надежды (он хорошо занимается, старателен, хорошо развит) и упование на какое-то чудо. Ему может повести, если зоркий взгляд умного, наблюдательного воспитателя заметит его надежду и не даёт повода для разочарования: поддержит, подготовит, убедит.
  2. Константируемый успех- ребёнок фиксирует достижение, радуется ему. Успех мог быть ожидаемым, неожиданным, подготовленным, неподготовленным. Важно, чтобы он состоялся, что он создал у ребёнка отличное настроение, дал ему возможность пережить радость признания, ощущения своих возможностей, веры в завтрашний день.

Важно только заметить эту радость, обратить на неё внимание и самого ребёнка и его окружения.

  1. Обобщающий успех- ожидание успеха становится постоянно устойчивой потребностью. С одной стороны - это благо. Это состояние уверенности, защищённости, опоры на самого себя. С другой - опасность переоценить свои возможности, успокоиться, почить на лаврах.

Вместо итогов - советы знаменитых людей тем, кто хочет достичь успеха…

Западная философия:

Будь уверен в своих силах.

Умей сказать себе: «Я должен победить!».

Не жалей себя и много работа.,

Умей быть не таким как все.

Ты должен выделяться из толпы и стать лучше в чём-то.

Добивайся того, что наметил.

 Эмоции и настроения не должны тебе мешать.

Преврати свою мечту в реальность.

Умей сконцентрировать свои силы на главном.

Не останавливайся на достигнутом!

Твой завтрашний успех начинается сегодня.

 

Список использованной литературы:

  1. Белкин А. С «Ситуация успеха. Как её создать?» М.: Просвещение, 1991-169;
  2. Азаров Ю. П «Радость учить и учиться» М.: Политиздат, 1989-355;
  3. Босеарт А. Б «Парадоксы возраста или воспитания?» М.: Просвещение, 1991-80 .
Категория: социально-личностное развитие | Добавил: Администратор (07.11.2016)
Просмотров: 594 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Поиск

Инфомационный блок

Обратная связь

Наш опрос

Оцените наш детский сад
Всего ответов: 112

Вход на сайт

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0