«Пальчиковая гимнастика для развития речи детей»
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонение в развитии движений пальцев рук, т.к. движения пальцев рук, тесно связано с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматривается воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Они установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведённых опытов и обследований большого количества детей была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Профессор И.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Это должно использоваться в группах, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев; сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течении 2-3 минут. Уже в девятимесячном возрасте проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей амплитудой. Упражнения подбирают в связи с учётом возрастных особенностей. Так, малышам можно катать деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого можно использовать шарики из пластилина, бусы, можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички. С учётом возраста детям дают более сложное задание, застёгивание пуговиц, шнуровку, развязывание и завязывание узлов. Очень хорошую тренировку движений рук для пальцев, дают народные игры-потешки. (Игры с пальчиками). Если упражнения вызывают трудности, то родители помогают удержать ребёнку остальные пальчики от непроизвольных движений. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Родители показывают на себе.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к письму, рисованию. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Для развития пальцев рук можно использовать игры с счетными палочками.
Когда ребёнок освоит выполнение фигурок пальцами, можно упражнения усложнять: разыгрывать небольшие сценки.
Самые простые упражнения на развитие пальцев рук (показ упражнения родителям):«Очки»
;
«Флажок», «Рыбка», «Лодочка»;
"Стул", "Стол"
Выполнение фигурок из палочек (показ фигурок родителям):
Эти упражнения помогают развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, воображение, наблюдательность) оно знакомит детей с геометрическими фигурами, счётом. Эти все функции тесно связаны с развитием речи, способствуя её развитию.
|